Как ни странно, но мне уже не всегда верят на слово, когда я рассказываю о том, что чуть более пяти лет назад чиновники нашего отраслевого министерства официально заявляли, что системы беспроводного доступа – никому не нужная игрушка, и что радиочастотного спектра в Таблице распределения частот для таких вещей предусматривать не нужно. "Кому они нужны эти ШПД?" – иронично вопрошали владельцы кабинетов на Тверской, 7, - "Вот спутники – это да!" Результаты этого отношения - массу решений, поражающих в правах системы наземного широкополосного доступа - мы расхлебываем до сих пор.
И тем не менее, сегодня уже никто не спорит с тем фактом, что системы фиксированной связи для предоставления абонентам широкополосного доступа к интернету или другим глобальным, региональным или местным информационным сетям используются сегодня чрезвычайно широко. И очень маловероятно, что эти нежданные дети прогресса могут в скором времени исчезнуть с пейзажа рынка телекоммуникаций нашей страны, а по всей видимости, будут верой и правдой служить и нашим внукам, но возможно совсем в ином качестве.
Нам не дано предугадать…
Очень часто, регуляторные решения, принимаемые с какой-то определенной – и часто благой – целью, цели этой почему-то не достигают, зато приводят к совершенно непредсказуемым результатам. Приведу всего лишь два примера – первый из истории довольно давней и заокеанской. Второй - из новейшей, Российской.
Когда 30 сентября 1948 года Федеральная Комиссия по связи США "заморозила" на 4 года выдачу лицензий новым телевизионным станциям "до тех пор, пока не будут исследованы технические проблемы и найдены ответы на все технические вопросы", разве могла она предполагать, что итогом этого решения будет создание в стране нового вида бизнеса? К 1952 году, когда "заморозку" отменили, большая часть американских городов уже была "опутана" сетями кабельного телевидения, которые свели на нет значимость телевидения эфирного.
Когда в ноябре 2005 года ГКРЧ "с целью проведения исследований" "закрыла" большую часть полос частот, распределенных беспроводному доступу, разве могла она предполагать, что через три-четыре года, когда будет принято решение об "открытии" этих частот, свободного ресурса для новых операторов уже не окажется… А тот, который останется, не будет востребован, так как за три прошедших года операторы, ранее стремившиеся его получить, уже найдут другие способы решения своих проблем. И висят в таблице никем не востребованные полосы в диапазонах 25 ГГц, 27 ГГц, 40 ГГц … И оборудование есть, и технология отработана, и качество приемлемое обеспечивается, но все желающие предоставлять услуги доступа их как будто и не видят, а с упорством носорога пытаются пробить бетонную стену в более низких полосах частот.
Уроки географии
Но не только это странно на сегодняшнем рынке широкополосного беспросовдного доступа к сети Интернет. По каким-то неведомым мне причинам, подавляющая часть инвесторов, пытающихся выйти на российский телекоммуникационный рынок, как и три чеховские сестры стремятся "в Москву!" Но - как показывает практика, масса потенциальных абонентов - и абонентов вполне платежеспособных живет или работает в других регионах - достаточно пролистать интернет доски объявлений с запросами на компьютеры, подключение к интернету, покупку-продажу автомобилей и квартир, а также иные объявления Твери и Тюмени, Петропавловска и Пскова, Калуги и Хабаровска - география пользователей интернета огромна. И в то же время ни инвесторы, ни их заокеанские или российские консультанты практически не видят и не хотят видеть территории, расположенные не в прямой близости от Красной площади.
Конечно, я лукавлю, причины понятны. Их три. Первая заключается в том, инвесторы в России имеются только иностранные. Вторая – в том, что у этих инвестором и консультанты тоже иностранные. Они хорошо владеют методикой консультирования и хорошо знают рыночную экономику. Однако, опыт учит нас, что прямой перенос чужих подходов мало что дает в наших российских условиях вечных перемен. Третья причина состоит в том, что идея "все деньги – в Москве" для услуг связи вовсе не так однозначна. Возможно, деньги в Москве и есть. Но только та часть бюджета, который планировалось потратить на интернет, уже давно расписана и разобраны теми, кто пришел раньше. А этих - пришедших раньше – тьмы, и тьмы… И я, например, уже давно не отвечаю на звонки менеджеров по продажам из отделов телемаркетинга московских интернет-провайдеров. Ну что такое они могут предложить? Что заставит миллионы москвичей сменить провайдера? А ведь основные еще необслуженные абоненты находятся именно в провинции. И ту мы опять возвращается к замыленному термину последних лек – к цифровому разрыву.