Меж ними все рождало споры… Часть 2
Однако, поскольку времени, как и денег, никогда достаточно не бывает, в мире придумано множество иных способов разрешения конфликтов. Способов, когда и стороны участвуют неофициальные, и процессы используются те, что официальным властям неподконтрольны. Это, в частности, арбитраж, переговоры и привлечение посредников.
Однако как не всегда можно провести четкую границу между методами «официальными» и «неофициальными», так не всегда можно разделить участников конфликта на «официальных» и «неофициальных». Вот только несколько примеров.
- Даже роль арбитража, который неофициален по определению, становится частично официальной, когда принятое им решение приводится в исполнение по закону или по решению суда.
- Посредники могут быть официальными или неофициальными, но когда на роль посредника приглашают регулятора, его присутствие вносит в процесс определенную динамику, обусловленную той официальной властью, которой обладает регулятор.
- Операторы связи, как правило, считаются неофициальными участниками, ну а если эти операторы — полностью или частично государственные? Еще вариант той же ситуации — когда государство, пусть косвенно, но все же «имущественно» заинтересовано в результатах работы операторов (лицензионные платежи, например, идут именно в государственный бюджет; кроме того, существует еще такой «зверь», как соглашение о разделе доходов).
- Неофициальные организации могут тем или иным способом влиять на работу официальных.
И все же различия между официальными и неофициальными участниками конфликта, как правило, достаточно явно выражены.
Остается понять, чем отличаются роли, исполняемые участниками при различных способах разрешения конфликтов.
Но сначала давайте определим, какие роли вообще предусмотрены сценарием:
- противники (это могут быть не только операторы, провайдеры услуг или абоненты. На роль противника вполне подходит также и регулятор);
- профессиональные консультанты всех сторон, участвующих в конфликте, их представители и юристы;
- третейские судьи (будь то арбитры или регуляторы), которые устанавливают факты и применяют правила, соответствующие механизму исполнения правосудия в государстве;
- посредники и иные профессиональные «миротворцы», занимающиеся поиском взаимоприемлемых решений без привлечения государственных механизмов обеспечения исполнения законов;
- апелляционные организации, которые оценивают корректность принятых решений с точки зрения политической перспективы;
- апелляционные организации, которые рассматривают решения на предмет того, являются ли они законными и правильно ли выполнялись процедуры в ходе их принятия;
- надзорные органы, контролирующие исполнение законов, правил, постановлений суда и регуляторных решений;
- участники — как правило, регуляторы электросвязи, заинтересованные в реализации принятой политики в области связи;
- органы исполнительной власти (зачастую министерства), разрабатывающие политику в области связи и содействующие ее реализации.
Различные подходы к разрешению конфликтов предполагают различные комбинации официальных и неофициальных участников, исполняющих эти роли. Заметим, однако, что регулятор может играть в этом действе самые разные роли.
В Нидерландах, например, регулятор OPTA (Onafhankelijke Post en Telecommunicatie Autoriteit) может сам выносить решения в конфликтных ситуациях, действуя как независимый арбитр. Если один из противников заявляет протест, решения OPTA могут быть пересмотрены, причем самим же OPTA. В этом случае регулятор становится административной апелляционной инстанцией. Если же решение OPTA пересматривается в суде, OPTA становится ответчиком. Когда OPTA сам выражает протест против неблагоприятного для себя решения — он становится истцом. Кроме того, OPTA иногда играет роль посредника.
Читать статью "Меж ними все рождало споры…" Часть 1
Читать статью "Меж ними все рождало споры…" (Часть 2) далее
В поисках защиты
Суды и переговоры
Общественная политика в частных руках?
Неофициальное решение как форма саморегулирования
Линия защиты
Процедурный пересмотр административного решения
Процедурный пересмотр результатов переговоров
Официальное влияние на ход неофициальных процедур
Сроки и процедуры
Читать статью "Меж ними все рождало споры…" Часть 3
Способ решения сегодняшних телекоммуникационных конфликтов влияет не только на реализацию нынешней политики в области связи, но и на будущее состояние всего сектора. По традиции, «обиженная сторона» ищет защиты у «сильных мира сего», а именно у регулятора.