Положение о Федеральной службе
безопасности Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960)
I.
Общие положения (п.п. 1 - 7)
II.
Основные задачи ФСБ России (п. 8)
III. Функции ФСБ России (п.
9)
IV.
Организация деятельности ФСБ России (п.п. 10 - 13)
I. Общие положения
1.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным
органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим
государственное управление в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее
именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод,
территориального моря, исключительной экономической зоны,
континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов,
обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно
реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности,
определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим
контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти,
имеющих право на ее осуществление.
2.
ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью
ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской
Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.
Правительство
Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части,
касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной
власти.
4.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации
управления органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками (далее
именуются - органы и войска), уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности
государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров,
взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств,
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
5. ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы и войска, и
обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные
подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы
безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности,
подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных
федеральным законодательством на органы и войска, центры специальной подготовки,
авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.
6.
При ФСБ России действует Академия криптографии Российской Федерации.
7.
ФСБ России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования,
эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе
валютные, в банках и других кредитных организациях.
II. Основные задачи ФСБ России
8.
Основными задачами ФСБ России являются:
1)
управление органами и войсками, а также организация их деятельности;
2)
информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства
Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
3)
организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности
специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной
на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
4)
координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных
мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
5)
организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление
досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;
6) организация во взаимодействии с федеральными органами
государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией,
контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным
оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических
средств и психотропных веществ, специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия
экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных
формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих
своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание
власти;
7)
обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;
8)
осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;
9)
организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней
разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной
информации;
10)
организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и
охраны государственной границы;
11)
обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную
тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую
разведку;
12)
обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение
которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
к ведению органов и войск;
13)
организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых
в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического,
научно-технического и оборонного потенциала;
14)
формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и
научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;
15)
организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической
безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем
шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.
III. Функции ФСБ России
9.
Для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие функции:
1)
организует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации,
нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и
международных договоров Российской Федерации в органах и войсках;
2)
участвует в разработке и реализации государственных программ в областях,
осуществление государственного управления в которых возложено на ФСБ России;
3)
вырабатывает на основе прогнозов развития политической, социально-экономической
и криминогенной обстановки в стране предложения по
предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации;
4)
организует в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность; определяет
порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в
специальные службы и организации иностранных государств и других
контрразведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и
средств при их реализации;
См. Положение о лицензировании деятельности по разработке,
производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июля
2002 г. N 526
См. перечень видов этих специальных технических средств
утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770
5)
организует в пределах своих полномочий оперативно-разыскную
деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений,
борьба с которыми отнесена к ведению органов федеральной службы безопасности;
определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности
внедрения в преступные группы и других оперативно-розыскных мероприятий;
6) разрабатывает во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти меры по борьбе с организованной преступностью,
коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной
миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих
веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации, по противодействию
экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных
формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение
конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или
насильственное удержание власти;
7)
разрабатывает меры по борьбе с террористической и диверсионной деятельностью и
организует их осуществление, а также определяет порядок использования
подразделений специального назначения;
8)
организует и осуществляет в пределах своих полномочий разведывательную деятельность;
определяет порядок проведения разведывательных мероприятий и использования специальных
методов и средств при осуществлении разведывательной
деятельности;
9) организует деятельность органов и войск по защите и
охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря,
исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации
и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической
зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках
Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными
на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц,
транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
10) организует деятельность органов и войск по осуществлению
контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима
государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через
государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских
водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о
континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране
объектов животного мира и среды их обитания;
11)
определяет порядок установления отношений сотрудничества на конфиденциальной
основе с лицами, давшими на то согласие;
12) в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите
сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за
обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в
федеральных органах государственной власти, органах государственной власти
субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях,
осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим
государственную тайну, а также с допуском предприятий, учреждений и организаций
к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную
тайну, с созданием средств защиты информации и с осуществлением мероприятий и
(или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
13) организует и осуществляет обеспечение безопасности в
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях
и органах, в которых предусмотрена военная служба, и их органах управления, а
также в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственном комитете
Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ и его территориальных органах, таможенных органах
Российской Федерации;
14)
организует в пределах своих полномочий деятельность по обеспечению безопасности
объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта
и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других
стратегических объектов, а также по обеспечению безопасности в сфере
космических исследований, приоритетных научных разработок;
15)
координирует деятельность:
федеральных
органов исполнительной власти по осуществлению контрразведывательных
мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности этих органов;
федеральных
органов исполнительной власти и организаций по обеспечению криптографической и
инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а
также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской
Федерации и ее учреждениях за рубежом;
федеральных органов исполнительной власти в области
разработки, производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из
Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных
(разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения
информации в процессе осуществления оперативно-разыскной
деятельности, а также их оперативных подразделений по выявлению нарушений
установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в
целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации;
16) определяет порядок осуществления контроля за
обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, а также порядок
проведения мероприятий, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим
государственную тайну, и с приемом на военную службу (работу) в органы и
войска;
17) определяет порядок осуществления в пределах своих
полномочий контроля за организацией и функционированием криптографической и
инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем,
систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, за
соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в
шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории
Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской
Федерации, а также за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в
них технических средств от утечки информации по техническим каналам;
18)
определяет порядок допуска к участию в оперативно-разыскной
деятельности и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее
осуществления органами и войсками;
19)
участвует в обеспечении закрытой телефонной, шифрованной и иных видов специальной
связи с учреждениями Российской Федерации, находящимися за ее пределами (представительская
связь), а также в проведении работ по обеспечению ввода в эксплуатацию шифровальных
комплексов (в том числе в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее
пределами) и развитию системы представительской связи;
20)
участвует в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности
страны и защите сведений, составляющих государственную тайну;
21)
осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством сертификацию
средств защиты информации, систем и комплексов телекоммуникаций, технических
средств, используемых для выявления электронных устройств, предназначенных для
негласного получения информации, в помещениях и технических средствах,
специальных технических средств, предназначенных для негласного получения
информации, технических средств обеспечения безопасности и (или) защиты
информации; определяет основные направления деятельности органов федеральной
службы безопасности в этих областях;
22)
осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством лицензирование
отдельных видов деятельности;
23)
организует и осуществляет шифровальную работу в органах и войсках;
24)
организует и обеспечивает эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование
открытой и засекреченной связи, систем оповещения и звукоусиления на объектах
органов и войск;
25) осуществляет регулирование в области разработки,
производства, реализации, эксплуатации, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза
из Российской Федерации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с
использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, а
также в области предоставления на территории Российской Федерации услуг по
шифрованию информации и выявлению электронных устройств, предназначенных для
негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;
26) осуществляет разработку и производство ключевых
документов к шифровальным средствам и ручных шифров, снабжение ими федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации; реализует шифрдокументы и
шифровальные средства, нормативно-техническую документацию на производство и
использование шифровальных средств, за исключением шифровальных средств,
предназначенных для федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
27)
обеспечивает выявление на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих
радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской
Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых
в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекает работу на территории
Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных
средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляет
регистрацию и централизованный учет радиоданных и
радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
28)
обеспечивает осуществление в пределах своих полномочий контрразведывательных и
иных мер по обеспечению безопасности федеральных органов государственной власти
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
29)
организует участие органов и войск в обеспечении безопасности объектов государственной
охраны на государственной границе в пределах приграничной территории;
30)
обеспечивает собственную безопасность органов и войск;
31)
обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов и войск,
лиц, оказывающих содействие этим органам и войскам, участников уголовного
судопроизводства по делам, находящимся в производстве следователей органов
федеральной службы безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье,
честь и достоинство, а также на имущество которых
совершаются преступные посягательства;
32)
организует участие в проведении во взаимодействии со Службой внешней разведки
Российской Федерации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности
учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
33)
обеспечивает участие военнослужащих пограничных органов и пограничных войск в
охране дипломатических представительств и консульских учреждений Российской
Федерации в иностранных государствах;
34)
обеспечивает во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации
безопасность представительств иностранных государств на территории Российской
Федерации;
35)
организует участие в обеспечении совместно с федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
безопасности проводимых на территории Российской Федерации
общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
36) участвует в пределах своих полномочий в решении
вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из
него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и
въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда
их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на
жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также
пребывания их на территории Российской Федерации;
37) участвует в обобщении практики применения федерального
законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации,
борьбы с террористической, диверсионной деятельностью и с преступностью, защиты
и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального
моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской
Федерации и их природных ресурсов, а также в области осуществления государственного
контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов; в установленном порядке вносит
предложения по его совершенствованию;
38)
участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации
по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск;
39)
участвует в пределах своих полномочий в подготовке и заключении международных
договоров Российской Федерации, в международно-правовом оформлении и договорном
закреплении государственной границы и разграничения морских пространств;
40)
заключает в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные
договоры Российской Федерации; по согласованию с иностранными компетентными
органами направляет официальных представителей в иностранные государства и
организации в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, а также в
целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны государственной
границы; осуществляет внешние сношения с иностранными компетентными органами и
обменивается с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными
техническими и иными средствами;
41)
участвует в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии
с международными договорами Российской Федерации;
42)
участвует по направлениям своей деятельности в организации и проведении (в том
числе за рубежом) специализированных выставок, конференций и семинаров;
43)
осуществляет руководство деятельностью пограничных представителей Российской
Федерации;
44) устанавливает порядок документирования деятельности органов
и войск, организует хранение и использование оперативных, следственных,
архивных и других материалов, в том числе уголовных дел, предварительное
расследование по которым окончено следователями органов федеральной службы
безопасности, устанавливает требования к организации делопроизводства и
архивного дела в органах и войсках, создает и использует информационные
системы, а также определяет перечень дел оперативного учета, порядок их ведения и хранения;
45)
устанавливает порядок организации деятельности следственных изоляторов и изоляторов
временного содержания органов и войск, а также порядок осуществления в них оперативно-разыскной деятельности; обеспечивает содержание
под стражей задержанных, подозреваемых, обвиняемых и отбывание наказания
осужденными;
46)
организует и осуществляет в пределах своих полномочий проведение научных исследований
по проблемам обеспечения безопасности личности, общества и государства;
проводит научные и опытно-конструкторские работы, разрабатывает и изготавливает
специальные и иные технические средства как на собственной
научно-производственной базе, так и на базе других предприятий, учреждений и
организаций;
47)
организует и проводит исследования в области защиты информации, экспертные криптографические,
инженерно-криптографические и специальные исследования шифровальных средств,
специальных и закрытых информационно-телекоммуникационных систем;
48)
обеспечивает военную приемку научно-технической и серийной продукции, изготавливаемой
предприятиями по заказам ФСБ России;
49)
осуществляет подготовку экспертных заключений на предложения о проведении работ
по созданию специальных и защищенных с использованием шифровальных
(криптографических) средств информационно-телекоммуникационных систем и сетей
связи;
50)
осуществляет закупку вооружения и специальной техники; участвует в разработке
технических требований к создаваемому вооружению и специальной технике;
осуществляет накопление, хранение и ремонт вооружения и специальной техники, а
также размещение заказов на их поставку и ремонт; руководит военными
представительствами ФСБ России;
51) осуществляет сбор, хранение, обработку и использование
документированной информации ограниченного доступа для обеспечения
контрразведывательной, разведывательной, оперативно-разыскной
и иной деятельности, отнесенной федеральным законодательством к компетенции
органов и войск; разрабатывает, в установленном порядке создает и использует
информационные системы, системы связи и передачи данных, а также средства
защиты информации, в том числе средства криптографической защиты;
52)
проводит криминалистические и другие экспертизы и исследования;
53) осуществляет меры по зашифровке сотрудников органов и
войск, ведомственной принадлежности подразделений, предприятий, учреждений,
организаций, помещений и транспортных средств, а также личности граждан,
оказывающих содействие органам и войскам на конфиденциальной основе, в том
числе изготавливает и использует в этих целях документы федеральных органов
исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (документы
оперативного прикрытия);
54)
направляет в федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения
и организации обязательные для исполнения запросы о предоставлении органам федеральной
службы безопасности на безвозмездной основе бланков документов и служебных удостоверений,
их реквизитов и образцов их заполнения;
55)
изготавливает документы оперативного прикрытия в интересах федеральных органов
исполнительной власти, входящих в систему сил обеспечения безопасности
Российской Федерации, на основе заключаемых с этими органами соглашений;
56)
присваивает в установленном порядке органам и войскам, а также кораблям и судам
органов и войск действительные и условные наименования и определяет порядок
применения таких наименований;
57)
осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению режимов чрезвычайного
и военного положения; принимает участие в проведении мероприятий в рамках
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
58)
определяет порядок защиты личного состава органов и войск от оружия массового поражения
в военное время, от других опасностей, возникающих при ведении военных
действий, или от последствий этих действий, а также порядок защиты личного
состава при чрезвычайных ситуациях в мирное время, в том числе вызванных
причинами техногенного и природного характера;
59)
обеспечивает боевую готовность и организует профессиональную подготовку органов
и войск в целях выполнения возложенных на них задач, а также задач в области
обороны;
60) организует
и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию органов и войск;
61)
осуществляет комплектование органов и войск гражданами, состоящими на воинском
учете, для прохождения военной службы по призыву;
62)
определяет порядок зачисления граждан в запас ФСБ России и организует ведение воинского
учета граждан, пребывающих в запасе ФСБ России;
63)
осуществляет кадровое обеспечение органов и войск, а также руководство деятельностью
образовательных учреждений, входящих в систему органов федеральной службы безопасности;
64)
оказывает в соответствии с федеральным законодательством содействие организациям
в разработке мер по защите коммерческой тайны;
65)
организует и осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации, информирование
общественности о деятельности органов и войск, а также осуществляет редакционно-издательскую
деятельность;
66)
осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по
вопросам, отнесенным к полномочиям органов и войск;
См. Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденную приказом
ФСБ РФ от 4 декабря 2000 г. N 613
67) разрабатывает и реализует программы медицинского
обеспечения кадров органов и войск, участвует в реализации аналогичных программ
и организует оказание медицинской помощи военнослужащим органов и воинских
формирований других сил обеспечения безопасности Российской Федерации (а также
законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую
помощь категориям граждан) на основании соглашений, заключаемых ФСБ России с
указанными органами и воинскими формированиями;
68) осуществляет пенсионное обеспечение лиц, уволенных с
военной службы из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и
пограничных войск, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов
пограничной службы и пограничных войск Федеральной пограничной службы
Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации,
Федеральной службы охраны Российской Федерации (Главного управления охраны
Российской Федерации), Службы специальной связи и информации при Федеральной
службе охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской
Федерации, а также членов их семей;
См. Порядок организации пенсионного обеспечения в органах
федеральной службы безопасности, утвержденный приказом ФСБ РФ от 1 мая
2003 г. N 302
69)
организует и осуществляет централизованное боевое, техническое, материальное,
финансовое, научное, информационное, правовое, социально-бытовое и другие виды
обеспечения органов и войск, в том числе общественное питание военнослужащих и
гражданского персонала органов и войск, капитальное строительство и
реконструкцию зданий и сооружений, жилищное и казарменно-жилищное
строительство;
70)
организует и осуществляет контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью органов и войск;
71)
осуществляет в органах и войсках отдельные функции нормативно-правового регулирования,
специальные разрешительные и надзорные функции в области промышленной безопасности,
охраны труда, санитарно-эпидемиологического режима, пожарной безопасности,
безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок;
72)
осуществляет в установленном порядке финансирование Академии криптографии Российской
Федерации, материально-техническое и иное обеспечение ее деятельности;
73)
реализует в соответствии с федеральным законодательством право владения, пользования
и распоряжения (оперативного управления, хозяйственного ведения) недвижимым и
движимым имуществом органов и войск, находящимся в федеральной собственности;
арендует недвижимое и движимое имущество независимо от его принадлежности,
обеспечивает его эксплуатационно-техническое обслуживание и охрану в пределах
выделенных из федерального бюджета средств;
74)
осуществляет в соответствии с федеральным законодательством иные функции.
IV. Организация деятельности ФСБ России
10.
ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом Российской Федерации.
11.
Директор ФСБ России:
1)
несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами и войсками;
2)
организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует
в органах федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав,
устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими
оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых,
производственно-хозяйственных и иных вопросов;
3)
информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской
Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск;
4)
представляет ФСБ России во взаимоотношениях с представительными (законодательными),
исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации;
5)
издает на основании и во исполнение федерального законодательства и настоящего
Положения правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с
руководителями федеральных органов исполнительной власти, организует проверку
их исполнения;
6)
отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым
актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов и войск;
7)
принимает в соответствии с федеральным законодательством решения о временном
ограничении, приостановлении или прекращении деятельности физических и
юридических лиц, осуществляемой на государственной границе, приграничной
территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
Российской Федерации;
8)
определяет в соответствии с федеральным законодательством, международными договорами
Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти содержание пограничного контроля, а также средства и
методы пограничного контроля и устанавливает порядок их применения;
9) определяет в соответствии с федеральным законодательством
и нормами международного права порядок осуществления государственного контроля
в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также порядок направления
должностных лиц органов и войск на иностранные суда, осуществляющие промысел
морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и (или) на
континентальном шельфе Российской Федерации, для контроля за таким промыслом;
10)
определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок реализации
полномочий государственных инспекторов морской охраны и других должностных лиц
органов и войск, а также порядок их подбора и подготовки;
11)
определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок выдачи пропусков
для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную
зону;
12)
устанавливает границы (стыки и разграничительные линии) зон ответственности органов
морской охраны;
13)
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию
федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также по заключению международных договоров Российской Федерации;
14)
утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в органах и войсках;
15)
утверждает структуру ФСБ России, штаты подразделений, входящих в ФСБ России, и
определяет порядок их функционирования;
16)
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об изменении
штатной численности военнослужащих органов и войск;
17)
вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об изменении
штатной численности гражданского персонала органов и войск;
18)
вносит на утверждение Правительства Российской Федерации проект положения о пограничных
представителях Российской Федерации, назначает в установленном порядке пограничных
представителей Российской Федерации;
19) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации
предложения о включении воинских должностей военнослужащих органов и войск в
перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, а также о
назначении военнослужащих органов и войск на воинские должности и об
освобождении их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские
звания высших офицеров, о присвоении им воинских званий высших офицеров, об
увольнении их с
военной службы, о приостановлении их военной службы;
20)
представляет на утверждение Президента Российской Федерации общее количество
воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга);
21)
утверждает перечни воинских должностей (кроме перечня воинских должностей, замещаемых
высшими офицерами), в том числе воинских должностей, которые могут замещаться
военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на
конкурсной основе;
22)
присваивает военнослужащим и гражданам, пребывающим в запасе ФСБ России, воинские
звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно; определяет порядок
присвоения военнослужащим органов и войск классности и квалификационных
категорий;
23)
присваивает государственным служащим (кроме федеральных государственных служащих,
замещающих высшие и главные государственные должности) классные чины;
24)
определяет знаки различия по конкретным подразделениям органов и войск, персонифицированные
знаки различия;
25)
определяет отличительные знаки, указывающие на принадлежность к органам и войскам,
которые размещаются на вооружении, военной и специальной технике, в том числе
на автотранспортных средствах, зарегистрированных в органах внутренних дел
Российской Федерации, и порядок их размещения;
26)
представляет Президенту Российской Федерации предложения по присвоению почетных
наименований объединениям, соединениям, воинским частям (кораблям) органов и
войск;
27)
определяет порядок присвоения почетных наименований отдельным батальонам, отдельным
ротам и им равным, кораблям 3 и 4 ранга, судам, а также пограничным заставам;
28)
вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации представления о награждении
военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, а также лиц,
оказывающих содействие в решении возложенных на органы и войска задач,
государственными наградами и присвоении им почетных званий;
29)
учреждает ведомственные награды (медали и нагрудные знаки) для награждения военнослужащих
и гражданского персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих содействие в
решении возложенных на органы и войска задач, утверждает положения об этих
наградах и их описания;
30)
имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды
огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих и
гражданского персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих содействие в
решении возложенных на органы и войска задач;
31)
награждает именным огнестрельным и холодным оружием в порядке, установленном
федеральным законодательством, а также ведомственными наградами, ценными
подарками или деньгами;
32)
определяет порядок зачета военнослужащим органов и войск из числа высококвалифицированных
специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной
надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную
службу;
33)
зачисляет в установленном порядке граждан Российской Федерации на военную службу
в органы и войска;
34) осуществляет в пределах своих полномочий назначение на
должность и освобождение от должности военнослужащих и лиц гражданского
персонала органов и войск; увольняет военнослужащих органов и войск с военной
службы в запас ФСБ России, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации либо в
отставку, а также приостанавливает их военную службу в установленном
федеральным законом порядке;
35)
заключает контракты о прохождении военной службы с военнослужащими, а также определяет
порядок заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими из
числа высококвалифицированных специалистов, достигшими предельного возраста
пребывания на военной службе, на период до достижения ими 65-летнего возраста;
36)
определяет порядок и условия выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу
органов и войск надбавок, премий и вознаграждений, предусмотренных федеральным
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
устанавливает в пределах выделенных из федерального
бюджета средств другие дополнительные денежные выплаты военнослужащим и
гражданскому персоналу органов и войск;
37) принимает решения о создании (упразднении) структурных
подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов
безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности,
авиационных подразделений, центров специальной подготовки, подразделений
специального назначения, предприятий, образовательных учреждений,
научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и
военно-строительных подразделений и иных учреждений и подразделений,
предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, а
также утверждает их штаты и определяет порядок их функционирования;
38)
принимает в установленном порядке решения о дислокации (передислокации) частей
и войск до пограничного отряда, контрольно-пропускного пункта и им равных
подразделений включительно в пределах территорий, переданных в пользование
пограничных войск, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления;
39)
создает криптографический резерв из числа ушедших в запас или в отставку высококвалифицированных
криптографов, а также из числа других специалистов, опыт и знания которых
необходимы для поддержания на должном уровне криптографического потенциала Российской
Федерации, и специальный фонд, определяет порядок его использования для привлечения
специалистов в криптографический резерв;
40)
утверждает устав пограничных войск, положения о структурных подразделениях ФСБ
России, положения (типовые положения) о территориальных органах безопасности,
пограничных органах, других органах безопасности, а также положения (уставы)
подразделений, предприятий, учреждений, организаций, за исключением тех,
которые утверждаются в соответствии с федеральным законодательством Президентом
Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
41)
пользуется в отношении военнослужащих органов и войск правами, предусмотренными
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, в полном объеме, а
также устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по применению
поощрений и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им
военнослужащих;
42)
осуществляет в установленном порядке прикомандирование военнослужащих органов
федеральной службы безопасности, определяет воинские должности для этих
военнослужащих (кроме военнослужащих, прикомандированных к федеральным органам
государственной власти в целях содействия реализации полномочий этих органов в
сфере обеспечения безопасности Российской Федерации);
43)
переводит в установленном порядке военнослужащих органов и войск в Вооруженные
Силы Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых
предусмотрена военная служба;
44)
назначает на должность и освобождает от должности официальных представителей
органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах и
сотрудников их аппаратов;
45)
определяет в соответствии с федеральным законодательством условия совмещения
военнослужащими военной службы с иной оплачиваемой деятельностью;
46)
устанавливает в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
квалификационные требования по соответствующим государственным должностям федеральной
государственной службы, учреждаемым для обеспечения деятельности ФСБ России;
47)
определяет по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации порядок и условия отнесения
воинских частей и подразделений органов и войск к числу дислоцированных в
отдаленных гарнизонах и местностях, где для супругов военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту, отсутствует возможность трудоустройства;
48) учреждает именные стипендии, определяет порядок их
присуждения курсантам и слушателям военных образовательных учреждений
профессионального образования ФСБ России и образовательных учреждений среднего
(полного) общего образования с дополнительными образовательными программами,
имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а также учреждает
премии в области литературы и искусства за произведения, пропагандирующие
деятельность органов и войск;
49)
устанавливает в пределах своих полномочий порядок передачи органами и войсками
оперативной информации, специальных технических изделий и иных средств специальным службам и правоохранительным органам
иностранных государств;
50)
определяет порядок выдачи разрешений военнослужащим и гражданскому персоналу
органов и войск на выезд за пределы Российской Федерации;
51) является распорядителем средств федерального бюджета,
выделяемых на финансирование органов и войск, включая валютные средства;
утверждает сметы доходов и расходов органов и войск; определяет нормы и порядок
расходования финансовых средств на проведение оперативных и иных мероприятий,
связанных с осуществлением органами и войсками контрразведывательной,
разведывательной, оперативно-разыскной деятельности и
деятельности по защите и охране государственной границы;
52)
принимает решения о приеме делегаций специальных служб и правоохранительных
органов иностранных государств и о направлении делегаций и сотрудников ФСБ
России в иностранные государства;
53)
направляет в установленном порядке корабли и патрульные суда органов и войск с
визитами и деловыми заходами в иностранные порты, разрешает полеты летательных
аппаратов органов и войск за пределы Российской Федерации;
54)
устанавливает в соответствии с федеральным законодательством полномочия должностных
лиц органов и войск, возлагает на них дополнительные функции, в том числе по
управлению органами и организациями федеральной службы безопасности;
55)
осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
12. Первый заместитель директора ФСБ России, первый заместитель
директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России, заместители директора
ФСБ России, руководители служб ФСБ России имеют право представлять ФСБ России
во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, законодательными (представительными) и судебными органами
государственной власти Российской Федерации, а также осуществлять согласование
проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации и вести переписку от имени ФСБ России по
вопросам, отнесенным к их компетенции.
13.
В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель
коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников
органов и войск.
Численность
и состав коллегии ФСБ России утверждаются директором ФСБ России.
Коллегия
ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности
органов и войск и принимает по ним решения.
Решения
коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются
приказами ФСБ России.
В
случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России
реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту
Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое
мнение Президенту Российской Федерации.
Решения,
принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных
органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих
федеральных органов исполнительной власти.
Структура органов федеральной
службы безопасности
(утв. Указом Президента РФ от 11 августа
Федеральная
служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе
службы, департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие
направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также
подразделения, исполняющие управленческие функции
Управления
(отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации
(территориальные органы безопасности)
Управления
(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и
воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в
войсках)
Управления
(отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы)
Другие
управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России
или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных
войск (другие органы безопасности)
Авиационные
подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального
назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские,
экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные
подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для
обеспечения деятельности федеральной службы безопасности
|
---|