12 августа 1995 года
N 144-ФЗ
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят
Государственной
Думой
5
июля 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N
101-ФЗ,
от
21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ,
от
30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,
от
10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от
29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от
02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,
от
24.07.2007 N 214-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
Настоящий
Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности,
осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему
гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная
деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными
подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим
Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод
человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств.
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной
деятельности
Задачами
оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и
установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление
розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся
от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание
информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной
деятельности
Оперативно-розыскная
деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и
соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной
деятельности
Правовую
основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской
Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в
соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов
государственной власти.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих
полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные
акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и
гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Органы
(должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при
проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав
человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
(часть
первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Не
допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения
целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо,
полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти
действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,
прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении
преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении
которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено
в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии
состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его
оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его
права,
вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, сведения о полученной о нем информации в
пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность
разглашения государственной тайны. В случае, если
будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо
полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в
судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать
обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в
полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности
рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,
обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы,
содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано
заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе.
В
случае признания необоснованным решения органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении
необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить
заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
Полученные
в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении
лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном
законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные
интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы,
полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в
отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение
шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется
соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов,
отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на
основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
(в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
Органам
(должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
запрещается:
проводить
оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии,
общественного и религиозного объединения;
принимать
негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном
порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
разглашать
сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в
процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
подстрекать,
склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных
действий (провокация);
(абзац
введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
фальсифицировать
результаты оперативно-розыскной деятельности.
(абзац
введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
При
нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган,
прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации
обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов,
возмещению причиненного вреда.
Нарушения
настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При
осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие
оперативно-розыскные мероприятия:
1.
Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
2.
Наведение справок.
3.
Сбор образцов для сравнительного исследования.
4.
Проверочная закупка.
5.
Исследование предметов и документов.
6.
Наблюдение.
7.
Отождествление личности.
8.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных
средств.
9.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10.
Прослушивание телефонных переговоров.
11.
Снятие информации с технических каналов связи.
12.
Оперативное внедрение.
13.
Контролируемая поставка.
14.
Оперативный эксперимент.
Приведенный
перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен
только федеральным законом.
В
ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные
системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и
иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие
вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с
контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и
юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации
с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических
сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и
органов по
контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными
актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от
30.06.2003 N 86-ФЗ)
Должностные
лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее
задачи посредством личного участия в организации и проведении
оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и
специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями,
а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается
проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных
технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на
то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз
в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на
осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими
лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Перечень
видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения
информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка,
производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
(часть
девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Статья 7. Основания для проведения
оперативно-розыскных мероприятий
Основаниями
для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1.
Наличие возбужденного уголовного дела.
2.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
сведения о:
О
применении подпункта 1 пункта 2 части первой статьи
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или
совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела;
2)
событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
3)
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и
суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4)
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении
неопознанных трупов.
3.
Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или
определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
4.
Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по
основаниям, указанным в настоящей статье.
5.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц,
осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.
Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных
органов иностранных государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий
вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1.
О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2.
О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3.
О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к
материалам, полученным в результате ее осуществления.
4.
Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при
подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5.
По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
6.
О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Статья 8. Условия проведения
оперативно-розыскных мероприятий
Гражданство,
национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное
положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и
политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в
отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение
оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права
человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой
связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
судебного решения и при наличии информации:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
1.
О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного
деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2.
О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние,
по которому производство предварительного следствия обязательно.
3.
О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
В случаях, которые не терпят отлагательства и
могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при
наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из
руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается
проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй
настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24
часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного
мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о
проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его
проведение.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
Прослушивание
телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых
или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо
тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об
указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания
телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях,
исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
(часть
четвертая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ, в
ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
В
случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные
переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным
законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются
следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных
доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
(часть
пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
В
случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их
заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание
переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного
руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с
обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка
предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное
внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании
постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
Проведение
оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого
преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от
24.07.2007 N 211-ФЗ)
При
проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным
пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона,
запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой
статьи 6 настоящего Федерального закона.
Оперативно-розыскные
мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим
Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов,
установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По
основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего
Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 -
11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина
в письменной форме.
Статья 8.1. Особенности проведения оперативными
подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных
мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и
безопасности государства
(введена Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
В целях определения факта установления
иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор,
контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для
обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия
между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их
согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные
подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить
предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона оперативно-розыскные
мероприятия. Результаты оперативно-розыскной деятельности
оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут
использоваться в доказывании по указанным в статье 15 Федерального закона
"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства" судебным искам.
Статья 9. Основания и порядок судебного
рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при
проведении оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрение
материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по
сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при
проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило,
по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа,
ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются
уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе
отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием
для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия,
ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой
настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий
таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.
По
требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся
оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением
данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных
негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе,
об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По
результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение
соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает
конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо
отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.
Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения
оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им
материалов.
Срок
действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его
вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом
постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости
продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на
основании вновь представленных материалов.
В
случае, если судья отказал в проведении
оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права
граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в
вышестоящий суд.
Руководители
судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся
в представляемых судье оперативно-служебных документах.
Статья 10. Информационное обеспечение и
документирование оперативно-розыскной деятельности
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач,
возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и
использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Дела
оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1
- 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и
систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной
деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Факт
заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения
конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и
гражданина.
Дело
оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач
оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего
Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об
объективной невозможности решения этих задач.
Перечень
дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Статья 11. Использование результатов
оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности
могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных
действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению
лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц,
скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения
наказания и без вести пропавших.
Результаты оперативно-розыскной деятельности
могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела,
представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого
находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным
делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства
Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку
доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
Представление
результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или
в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном
ведомственными нормативными актами.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 -
4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при
решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.
Статья 12. Защита сведений об органах,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Сведения об используемых или использованных при
проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах,
источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о
лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о
лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об
организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют
государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании
постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность.
Предание
гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о
штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на
конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в
случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судебное
решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие
основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные
документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности,
представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью
оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в
производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены
настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 13. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность
На
территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную
деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1.
Органов внутренних дел Российской Федерации.
2.
Органов федеральной службы безопасности.
3.
Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
4.
Федеральных органов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
5.
Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
6.
Таможенных органов Российской Федерации.
7.
Службы внешней разведки Российской Федерации.
8.
Федеральной службы исполнения наказаний.
(п.
8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
9.
Органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ.
(п.
9 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Оперативное
подразделение органа внешней разведки Министерства обороны
Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в
целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае,
если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в
пунктах 1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.
(часть
вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N
86-ФЗ)
Перечень
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен
или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов
определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять
оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию
работы.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим
Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий,
установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные
подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе
проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы
оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах
уголовно-исполнительной системы.
(часть
пятая введена Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ, в
ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
При
решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной
деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять,
обязаны:
1.
Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите
конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по
обеспечению безопасности общества и государства.
2.
Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа
дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о
проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к
производству.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
3.
Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами
Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных
организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных
государств.
4.
Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах
противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать
этим органам необходимую помощь.
5.
Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности.
6.
Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц,
оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и
близких указанных лиц от преступных посягательств.
Статья 15. Права органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
При
решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1.
Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в
статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие
предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи
в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также
угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.
2.
Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества
с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3.
Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или
устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений,
организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства
и иное имущество частных лиц.
4.
Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность
должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений,
организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им
содействие на конфиденциальной основе.
5.
Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке
предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения
задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законные
требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к
которым такие требования предъявлены.
Неисполнение
законных требований должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному
осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
Статья 16. Социальная и правовая защита
должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
На
должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются
гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых
указанные лица входят.
Никто
не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо
уполномоченных на то федеральным законом.
Должностное
лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе
проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только
непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания,
противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться
законом.
При защите жизни и здоровья граждан, их
конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности
общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное
причинение вреда правоохраняемым интересам
должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении
указанным лицом своего служебного или общественного долга.
Время
выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также
время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов
подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 17. Содействие граждан органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Отдельные
лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению
оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности
содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том
числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им
известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и
не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с
совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства,
национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения,
образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и
политических убеждений.
Органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать
конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов,
священнослужителей и полномочных представителей
официально зарегистрированных религиозных объединений.
Статья 18. Социальная и правовая защита граждан,
содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Лица,
содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
находятся под защитой государства.
Государство
гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств,
предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную
с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных
на них обязанностей.
При возникновении реальной угрозы
противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в
связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять
необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению
виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации.
Лицо
из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не
повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию
преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее
причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Лица,
сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их
совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными
лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в
декларациях о доходах не указываются.
Период
сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается
в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц,
сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и
членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в
порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по
контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в
связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье
пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается
единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и
в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается
пенсия по случаю потери кормильца.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
При получении лицом, сотрудничающим по контракту
с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения,
контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего
сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего
денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации
порядке назначается пенсия по инвалидности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
При одновременном возникновении в соответствии с
законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных
единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты
осуществляются по одному основанию по выбору получателя.
(часть
десятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 19. Финансовое обеспечение
оперативно-розыскной деятельности
Обеспечение
оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты
граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к
расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке,
устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные
подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.
(часть
первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
Часть
вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Контроль за расходованием финансовых средств,
выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями
государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально
уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской
Федерации.
Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
ЗА
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной
деятельностью
Контроль
за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской
Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 21. Прокурорский надзор за
оперативно-розыскной деятельностью
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Прокурорский
надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный
прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По
требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные
документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении
оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических
средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные
нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения
о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе,
представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия
перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной
ответственности.
Прокуроры,
указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений,
содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение
законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за
оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом
ответственность.
Статья 22. Ведомственный контроль
Руководители
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную
ответственность за соблюдение законности при организации и проведении
оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 23. Вступление в силу настоящего
Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Признать
утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон
Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской
Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
Предложить
Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации
привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
12 августа 1995 года
N 144-ФЗ
|
---|