Битва за ресурсы на поле VSAT | Телекоммуникации вчера, сегодня, завтра

Последовательность действий при создании объекта радиосвязи

Бланк формы №1 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЭС

Поставка оборудования обеспеченного радиочастотами

Витрина



Битва за ресурсы на поле VSAT

Картинка:
Bitva1.jpg
Дата:
09.02.2009

Спутниковые системы связи, и в частности VSAT, сегодня развиваются очень высокими темпами во всем мире. И Россия здесь не исключение: только за 2007-2008 гг зафиксирован 100% рост количества VSAT. Но и здесь определяющую роль играет радиочастотный ресурс.

Необъятные просторы нашей родины, а также неразвитость и небольшая протяженность наземных систем заставляют нас обращать особое внимание на спутниковые сети связи. 

Особенно выгодно эксплуатировать интерактивные VSAT-сети, ведь это не просто одна услуга телефонии, а Интернет, и мультимидийные сервисы в отдаленных и изолированных от цивилизации районах в сочетании с относительно низкой стоимостью такой VSAT-станции. При первом взгляде, кажется - все тривиально: купил «тарелку», к ней еще пару «железяк», заключил договор с провайдером и работай, настраивай Интернет у себя в загородном доме или где не будь на крайнем Севере. Но как выясняется не все так просто, как кажется.

Сдерживающие и стимулирующие факторы

Потребности услуг связи с использованием VSAT растут во всем мире, чему способствует внедрение новых спутниковых и радиотехнологий, позволяющих повысить скорости передачи, нивелировать задержки, повысить эффективность использования спектра и др. По оценкам Orange Business Services корпоративный сегмент рынка спутниковой связи растет в последние годы в 1,5-2 раза ежегодно. В России к концу 2008 г. было установлено около 25 тыс. станций VSAT. Однако по меркам США, где установлено несколько сотен тысяч станций только одного производителя, российская инсталлированная база VSAT явно мизерна. Причина – в ряде факторов, которые сдерживают развитие и применение современных VSAT-технологий:

- сложность и запутанность нормативной правовой базы;

- узкий диапазон ресурса, как по частоте, так и емкости;

- не использование функциональных возможностей VSAT-технологии в части рационального использования радиочастотного спектра;

- отсутствие серийного, высокотехнологичного производства оборудования и программного обеспечения для организации современных VSAT-сетей;

- длительные сроки многочисленных согласований, необходимых для создания и регистрации VSAT-сети;

- низкая платежеспособность населения именно тех регионов России, в которых VSAT-технологии наиболее актуальны;

- сложность оплаты операторской услуги и гибкости тарификации.

Каждый из этих факторов устранялся и продолжает устраняется мучительно долго, «по-российски», однако в совокупности они продолжают сдерживать рост рынка VSAT в России до настоящего времени, несмотря на явные положительные тенденции.

Движемся, но медленно

Мощным толчком для развития рынка в России стали национальные проекты. Весома доля и коммерческого сектора — операторов связи и корпоративных заказчиков. Первые использовали спутниковые сети для создания сетей дальней связи, «зоновых» и сотовых сетей, вторые — для удовлетворения собственных потребностей в телекоммуникациях. Не стоит забывать и о телевидении и радиовещании, которые сегодня тоже все чаще предоставляется с помощью VSAT. Однако лавинообразный рост числа VSAT и выход из строя, а также неполадки на нескольких  спутниках привели в нашей стране к отрицательному эффекту – в 2008 г. потребители спутникового ресурса столкнулись с растущим дефицитом космической емкости.

Вместе с тем, положительные тенденции начали проглядываться в сфере регламентов использования VSAT, т.е.у российских чиновников (см. таблицу). Наиболее ценное решение ГКРЧ от 26.02.2008 №08-23-03-001 касается возможности строить сети без оформления «частных» решения ГКРЧ. В общей сложности сегодня на территории Российской Федерации возможно строить сети VSAT и использовать следующие полосы частот 5775-6525 МГц, 13750-14500 МГц (передача) и 3450-4200 МГц, 10950-11200 МГц, 11450-11700 МГц, 12500-12750 МГц (приём).

Не без участия Министерства обороны в 2008 г. на основании результатов конверсионных работ выделены дополнительные полосы частот для применения VSAT-станций в диапазоне 14―14,5ГГц и совокупный частотный ресурс, таким образом доступный для применения составляет около 400 МГц.

Но как это очень часто бывает, есть недосказанность и в принятых решениях. Это касается только спутниковых систем «Ямал» и «Экспресс».

Для специалистов и операторов связи не секрет, что выделенного и упрощенного в процедурах орбитально-частотного ресурса уже не хватает. Более 95% космического сегмента, используемого российскими VSAT-операторами, предоставляют ФГУП «Космическая связь» и ОАО «Газком». С нехваткой ресурса могли бы помочь спутники «Intelsat» и «Eutelsat», но процедура регистрации VSAT-станций, работающих через иностранные спутники, более сложная и дорогостоящая, а самое главное — длительная, что значительно снижает конкурентоспособность таких решений.

В данной ситуации позиция регулятора связи оправдана стремлением защитить интересы национальных спутниковых операторов. И мировая практика показывает, что регуляторы других стран также защищают прежде все свои спутниковые группировки. В США это определяется перечнем ALSAT для сертифицированных спутников. В Индии - перечнем национальных спутников INSAT. Нужен разумный компромисс.

Операторы связи прогнозируют скорую перегрузку сетей, когда практически все резервы будут исчерпаны. В выгодной позиции останутся те операторы, которые запаслись емкостью впрок, и наверное, они получат не малую выгоду, т.к. цена аренды 1 МГц только возрастет. Создастся дефицит ресурса, когда ресурс одним оператором не используется, а у других ощущается его недостаток. Запланированные очередные запуски спутников, не решат проблемы, темпы роста VSAT-сетей опережают сроки их ввода в эксплуатацию.

Дефицит российской спутниковой емкости при практической невозможности подключать частных пользователей к ресурсам иностранных спутников — не единственные факторы, мешающие более активному развитию российского рынка VSAT и превращению его в массовый. Проблемы начинаются при ввозе оборудования. Каждая VSAT-станция в России почему-то приравнена к сооружениям связи, что влечет за собой сложный и долгий порядок ее регистрации.

Мобильность – помеха для регулятора

Не обошли стороной проблемы с ресурсом и «мобильный VSAT».Мобильные узлы связи представляют один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка VSAT: в последние годы эта ниша росла взрывообразно, и сейчас, по экспертным оценкам игроков рынка, ее объем достигает 3--4 млн. долл., что составляет порядка 3--4% от всего российского VSAT-рынка (поставка и монтаж оборудования, услуги связи). Важно отметить, что рынок с самого начала воспринимает мобильный узел связи не как «дорогую игрушку», а как уникальный инструмент для решения серьезных задач. Подобные комплексы многофункциональны, причем передача данных (подключение к корпоративной VPN-сети, доступ к корпоративным информационным системам, в сеть Интернет) является далеко не единственной их функцией. Здесь возможна и передача голоса (подключение к корпоративной телефонной сети, местная и междугородная телефонная связь), и видеоконференцсвязь (проведение селекторных совещаний, телемосты, видеоконференции), и широковещательная рассылка (многоадресная доставка корпоративной информации — приказов, инструкций, программного обеспечения, корпоративное телевидение), а также видеонаблюдение за удаленными объектами. Не случайно  основными потребителями этого сервиса сегодня являются подразделения таких структур, как МЧС, УФНС, Минздрав, нефтегазовые компании, операторы сотовой связи и другие подобные организации”.

Несмотря на то что пока такое решение востребовано весьма ограниченным кругом компаний, во многих случаях мобильный узел связи -- единственная возможность организовать качественный и надежный доступ к сети оператора.

Но сегодня регулятор не готов принять полномасштабного решения. Процедура получения всех разрешительных документов для мобильных комплексов VSAT очень сложна. Каждый выезд «в поле» сопровождается уведомительным письмом в органы надзора. О перемещении по всей стране и говорить не приходится. Мобильный комплекс, по каким то причинам требует регистрации в определенной точке. Куда должен каждый раз возвращаться.

Казалось бы, логичным выделить для мобильных комплексов отдельный участок спектра порядка 100 МГц и снять все ограничения о «вторичной основе». Как показывает практика если это произойдет, то не в ближайшем будущем. Хотя все прекрасно понимают, что стационарные сети VSAT и подвижные задыхаются в выделенных участках спектра. Их просто не хватает всем.

Единственный выход в сложившейся ситуации, это развивать совместное использование полос частот с фиксированной службой, а в частности с радиорелейными системами. Провести комплекс работ по выявлению возможного частотного ресурса, где бы уживались и подвижные и стационарные комплексы VSAT и наземные сети. Разработать нормы ЧТР для таких систем. Тем самым, позволив сетям VSAT развиваться более динамично, поглощая все большие участки рынка телекоммуникаций. Задавшись такой целью весьма реально за пол года решить спектральные задачи и получить обобщенное решение ГКРЧ.

Сооружение или средство – вот в чем вопрос

Рост инсталлированной базы VSAT произошел во многом благодаря упрощению процедуры оформления разрешительной документации в рамках проекта «Образование». В частности, были сделаны исключения из нормативных правил в части Решения ГКРЧ для применения VSAT без согласований с МО и ФСО, т.е. неприменения Приказа №113, определяющего особые условия соблюдения санитарных норм - СанПиН.

Началось все с «Синтерры», которая принялась строить масштабную спутниковую сеть из более чем 7 тыс. VSAT-станций для подключения школ к Интернету. Ей удалось добиться рассылки специального письма главного санитарного врача России Г.Онищенко подразделениям Роспотребнадзора, рекомендующим не требовать с компании плату за проведение экспертизы и выдачу санпаспортов. Кроме того, «Синтерра» получила решение Россвязьнадзора о том, что станция VSAT, размещенная непосредственно на образовательном учреждении, считается средством связи, а не сооружением связи.

В начале 2008 г. Роспотребнадзор отменил индивидуальные санитарные паспорта на каждую станцию VSAT, которые необходимо было оформлять, даже если у производителя или оператора имелось общее санитарно-эпидемиологическое заключение на этот тип оборудования. Каждый паспорт обходился оператору в сумму до $2тыс. По некоторым оценкам, в масштабах всей России VSAT-операторы сэкономят в 2008 г. не менее $5 млн. Важен и временной фактор — на оформление санитарно-эпидемиологических заключений для каждой VSAT-станции уходило не меньше месяца.

Но пока этот опыт не переносится на оформление разрешительных документов по другим проектам.

Кратко:
  1. Спутниковые системы связи, и в частности VSAT, сегодня развиваются очень высокими темпами во всем мире. И Россия здесь не исключение: только за 2007-2008 гг зафиксирован 100% рост количества VSAT. Необъятные просторы нашей родины, а также неразвитость и небольшая протяженность наземных систем заставляют нас обращать особое внимание на спутниковые сети связи. Но и здесь определяющую роль играет радиочастотный ресурс...



Поиск по сайту


Смотрите также